Пятница, 26.04.2024, 11:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Ссылки
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МБОУ им. Л.Н. Толстого филиал в с. Знаменское

Каталог статей

Главная » Новости » Наши новости

18 февраля в нашей школе прошло внеклассное мероприятие по русскому языку " Слово о словах" для учащихся 5-9 классов.

Праздник «Слово о словах»


Учитель. Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.

Известный русский философ Н. Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве». Так пусть в этом царстве минуют наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Пусть будет оно всегда чистым и новым.

В русском языке есть крылатое выражение «Нет мук сильнее муки слова». Возникло оно на основе стихотворения Семёна Надсона в 1882 году и используется обычно в ситуации, когда человек испытывает затруднения при выражении своих мыслей в устной и письменной речи.

Достаточно вспомнить все те муки, которые испытываются вами в школьных стенах. И вам, ребята, и нам, учителям, знакома ситуация на уроке, когда ученик говорит: «Вот всё понимаю, а сказать не могу! Слова не идут с языка».

Поговорим сегодня о словах, сделаем их своими верными друзьями.


Ученик. Вот как говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога»: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать».

Самые простые слова — названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: «это кошка», «это ель», «это снег». Такими словами-этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира.

У каждого из нас есть имя. Имена, ребята, есть и у предметов, которые нас окружают.


Ученица читает стихотворение М. Пляцковского.


Есть сладкое слово — конфета,

Есть быстрое слово — ракета.

Есть кислое слово — лимон,

Есть слово с окошком — вагон.

Есть слово колючее — ёжик,

Есть слово промокшее — дождик.

Есть слово упрямое — цель,

Есть книжное слово — страница,

Есть слово лесное — синица.

Есть слово пушистое — снег.

Есть слово весёлое — смех...


Учитель. М. Пришвин говорил, что человек делает машину по своему образцу и подобию и части её называет по-человечески: пальчики, спинка, головка, шейка. Но вот перед ним не машина, а природа... Какие имена давать существам природы? Человек и природу называет своими словами: есть незабудка, мать-и-мачеха, есть даже анютины глазки...

Сила слова — беспредельна. Вспомним пословицы о словах.


Сердечное слово до сердца доходит.

Слова - жемчуг, но когда их много — они теряют цену.

Слово — серебро, молчание — золото.

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Слово молвит — соловей поёт.

Слово дано человеку, животным — немота.

Живое слово дороже мёртвой буквы.

Пустые слова — что орех без ядра.

Слов много, а толку нет.

Много слов — много оговорок.


Учитель. «Хромое слово — кривая речь, - гласит ещё одна русская народная пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была «кривой», а была красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом.


Ученики читают стихотворения о словах.


Слово о словах.


Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.


Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.


Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.


Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

(В. Солоухин).



Брал человек холодный мёртвый камень,

По искре высекал из камня пламень.

Твоя судьба не менее сурова -

Вот также высекать огонь из слова!

Но труд ума, бессонницей больного, -

Всего лишь дань за радость неземную:

В своей руке сверкающее слово

Вдруг ощутить, как молнию ручную!

(Н. Рубцов).



Учитель. А теперь поговорим о некоторых словах, так или иначе связанных со школой.


(Выходит группа ребят. Они показывают или называют предметы и рассказывают о них).



Школа


Представляю, как вы удивитесь, узнав, что слово школа, заимствованное нами из древнегреческого языка, значило «досуг».

Не правда ли, странно: школа — и вдруг досуг?

Дело в том, что в прошлом греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках.

Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счёт, гимнастику, музыку, поэзию, ораторское искусство. Родилась школа.



Урок


Приглядитесь повнимательнее к слову урок. Вы увидите: да это же почти точная копия слова уговор: приставка та же самая, а основа говор (от говорить) равнозначна корню рок/рёк, того же корня, что слово реку «говорю», речь.

У-рок — это у-словие.

Наши современные значения его: «задание», а также «время занятий» - образовались от этого , древнейшего.



Пенал


Перо по-латыни будет реппа. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую называли пенал. Теперь мы в неё складываем и ручки, и карандаши, и даже для резинки найдётся там местечко. А название этой коробочки произошло, как мы уже знаем, от слова реппа.

Кстати сказать, раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя потом они были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, название перо, перья по традиции сохранилось. И уж, конечно, вы теперь это слово будете писать правильно: пенал.



Тетрадь


Это слово было заимствовано из среднегреческого языка. Наше тетрадь возникло из tetradion, суффиксального производного от tetras "четвёртая часть листа». Попробуйте перегнуть лист пополам, потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать его закрытые части и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради. Сейчас таких четырёхлистных тетрадей и в помине нет, а вот словечко осталось, и видимо навсегда.




Красная строка


Когда мы пишем, то прибегаем к красной строке. И в книгах есть красные строки. Но почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей?

А вот почему. Когда ещё не было изобретено книгопечатание, книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с чернилами двух цветов — чёрной и красной. Весь текст переписывался чёрными чернилами, а начиная новую страницу, писец менял кисточку, рисовал замысловатый узор, выводил красной краской фигурную первую букву.

В древнерусском языке слово красный употреблялось в значении «красивый». Сравните: красноречие, ради красного словца, красна девица, на миру и смерть красна.

Обозначать цвет этим словом стали позже.



Ошибка

А вот ещё не очень стоящее словечко.

Из слов сшибать, отшибить легко выделить корень -шиб-, означающий «бросок», «удар». В некоторых народных говорах и сейчас слово ошибаться означает «нанести удар мимо цели». Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе.


Портфель


Очень много слов, заимствованных нами из французского, начинается с этого порт. портсигар ( «сигаронос» ), портмоне («деньгонос»), портфель («листонос») .

Слово портфель образовано от двух французских слов: порте (носить) и фель (лист). Теперь вы, конечно, догадались, почему портфель назвали так: в нём носили листы бумаги, затем тетради, книги. А вообще-то в него можно положить что угодно, но от этого название, когда-то ему данное, уже не изменится.

Да, кстати, все французские слова имеют ударение на последнем слоге. Поэтому ни в коем случае нельзя произносить это слово с ударением на первом слоге. Это будет грубой ошибкой.


Учитель. А сейчас, ребята, вспомните о словах, которые ссорятся друг с другом.

Послушайте стихотворение одной школьницы и найдите эти слова.


Ученик читает стихи.


Повстречались в разговоре слово друг и слово враг.

Слово друг — любитель игр, а слово враг — любитель драк.

Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,

Потому что слово враг сразу драться предлагал,

Ну, а слово друг — играть: и поссорились опять.

Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.

День и ночь, война и мир будут спорить что есть сил.

Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей. Ссориться не надо нам, не придётся и словам.


Учитель. Почему же некоторые слова между собой «ссорятся»? (Они антонимы.)

Давайте отгадаем загадки. Отвечаем хором.


Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада, и зовут меня... (прохлада).


Я антоним слова лето, в шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама, потому что я … (зима).


Я антоним к слову смех, не от радости, утех, -

Я бываю поневоле от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это... (плач).


Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна, называюсь... (тишина).


  • А теперь вспомним про синонимы.


Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун, а называюсь я … (тайфун).


Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт, мы называем всё … (антракт).


На время что-то прекратив, мы объявляем … (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком — дают уставшим … (передышку).



Учитель. Часто бывает, что слово одно, но очень по-разному служит оно.


Инсценировка отрывка из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова.


Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

  • А у меня дома овсянка! - Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

  • Люблю я овсянку! - добавил Сашка. - И я люблю! - сказал Матвей.

  • Она жёлтая, красивая такая! - И вкусная. Особенно с молоком!

  • Как это — вкусная! Как это — с молоком? - удивился Саша.

  • Да так. А ещё хорошо с маслом или с сахарным песком.

  • Да ты про что говоришь? - всплеснул руками Сашка.

  • Как это — про что? Про овсянку! - ответил Матвей.

  • Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку.

  • А ты про какую?

  • И я про обыкновенную. Про ту что в нашем саду жила и песни пела.

  • Каша песни пела? - изумился Матвей.

  • Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? - рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне — мою овсянку слушать. - Айда! - согласился Матвей. - Потом ко мне — мою овсянку кушать! И друзья побежали.


Учитель. Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?


Ребята рассказывают про омонимию, приводя свои примеры.


Учитель. Ребята, а любите ли вы играть в слова? Словесных игр очень много: это и различные превращения слов, и игры в рифмы, и головоломки. Они обогащают вашу речь, ум, расширяют кругозор, учат любить и чувствовать слово, будят творческие способности, развивают фантазию, сообразительность, эрудицию. Если спортивные игры укрепляют здоровье, то игры «с карандашом в руке» развивают внимание и терпение, волю и сноровку, да и другие качества, столь необходимые современному человеку. Предлагаю вам поиграть в слова.


Сначала поиграем в рифму.


Погода была ужасная. Принцесса была... (красная, прекрасная, первоклассная).

Ой конёчек-горбуночек! Прибегай скорей... (сыночек, дружочек, свисточек).

Белый снег в лесу лежит, зайка под кустом... (дрожит, скрипит).

Эй, не стойте очень близко — я тигрёнок, а не... (киска, Лизка, миска).

Гриб растёт среди дорожки, голова на тонкой... (ножке).

Панцирь носит черепаха, прячет голову от... (страха).

Роет землю серый крот, разоряет... (огород).

Ходит по лесу хорёк, хищный маленький... (зверек).

Я один имею рог, называюсь... (носорог).

Он с бубенчиком в руке, в сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка, и зовут его... (Петрушка).

А сейчас попробуем досказать слово.


Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие...

В нашем доме на окошке сидят серенькие...

Мишка плачет и ревет: просит пчёл, чтоб дали...

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько...

Михаил играл в футбол и забил в ворота...

Лежебока рыжий кот отлежал себе...

Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли...

На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков...

    • Я в зелёнку угодил! - горько плачет...


Учитель. Я еще раз советую всем тем, кто хочет стать умным и находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, побольше играть в слова. Играть можно одному и с товарищем, с гостями на дне рождения или с одноклассниками в школе. Играя, вы сможете проявить знания, волю, сообразительность и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

«Любовь к родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово — это человек без рода и племени». (В. А. Сухомлинский).


Ученик читает стихотворение И. А. Бунина «Слово».


Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный — речь!


    • Прислушаемся, ребята, к этому мудрому совету И. А. Бунина.











Категория: Наши новости | Добавил: znamenka1980 (18.02.2014)
Просмотров: 1556 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: