Воскресенье, 18.11.2018, 11:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МБОУ им. Л.Н. Толстого филиал в с. Знаменское

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Страну Русского Языка"
[ Скачать с сервера (46.5 Kb) ] 16.12.2013, 09:16

Филиал МБОУ СОШ им. Л. Н. Толстого

ООШ с. Знаменское









Путешествие в Страну Русского Языка

внеклассное мероприятие в 6 классе








учитель русского языка и

литературы Савосина Е. А.







2013 г.



Цели: в игровой форме совершенствовать теоретические знания, практические умения и навыки учащихся, повысить эрудицию в области русского языка, вызвать интерес к изучению предмета, воспитывать стремление к приобретению знаний.


Оборудование: карта Страны Русского языка, плакаты с высказываниями писателей о русском языке, таблица, плакаты с заданиями, карточки.


Ход мероприятия


Ведущий. Русский язык – язык общения всех граждан нашей Родины. Говорящего на нем поймут в любом ее уголке.

У русского есть языки-братья: болгарский, сербохорватский, чешский, польский и другие. Но всего ближе ему украинский и белорусский. У них много общего.

Великие русские писатели и поэты А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и другие художники слова усовершенствовали язык, придали ему небывалую силу и выразительность.

Русский язык необходимо изучать. Вы, ребята, старайтесь овладеть им как можно лучше. Сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам совершить путешествие. Мы с вами отправимся в Страну Русского Языка.

Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица). В нашей сказочной стране тоже есть столица- город Алфавит. Именно в нем нам и предстоит побывать. Давайте вспомним, что нам известно об алфавите, о звуках и буквах. Ответьте на вопросы:

Что такое алфавит?

Сколько букв в русском алфавите?

Перечислите их, правильно называя.

Что вы знаете об истории письма?

(Старшеклассник дополняет ответ на последний вопрос при помощи книги И. Фридриха «История письма»)

Ведущий. Пока мы слушали этот интересный рассказ, дорога привела нас в город Алфавит. Но попадешь туда не сразу, он надежно охраняется. У ворот стражники- Твердый Знак и Мягкий Знак. Первый молчит, а второй подает нам книжку, и мы читаем маленький рассказ Ф. Кривина «Мягкий Знак».

- Рассказ мы с вами прочитали, но стража не хочет пропустить нас в город. Оказывается, здесь существует обычай: чтобы попасть за ворота, нужно написать без ошибок словарный диктант, вставить разделительные ъ и ь, объяснить их правописание: в..езд, сем..я,об..явление, друз..я, об..яснение, вороб..и, лист..я, с..едобный, колос..я, необ..ятный, сер..езный, бар..ер, руж..е, журчан..е

- Мы успешно справились с заданием, и нас пропустили в город. Здесь живут буквы. Они торопятся. Нетрудно заметить, что одних букв больше, других меньше. Очень много катится букв О. За ними бегут Е. Стройными колоннами промаршировали И, А. Спешат Т, Н, С, Р, Л, К, М. Спокойно идут Б, Г, И, Х, Ю. Медленно прохаживаются Ц, Щ, Э. Все буквы идут на работу- в типографии начали печатать новую книгу.

Только буква Ф сидит на скамейке. Почему она одинока? Оказывается, в ней редко нуждаются. Посмотрите на таблицу. Здесь написано: на 1000 знаков текста буква А встречается 62 раза, Б-14, В-38, Г-13, Д-25 …

Ребята, скажите, какие буквы чаще всего встречаются в тексте? Какие – реже?

Видите, буква Ф встречается реже всех: где О напечатана 90 раз, там Ф- в 45 раз меньше. Но Ф – буква-переводчица. Без нее никак не обойтись, когда вы пишите слова иностранного происхождения: фабрика, фамилия, кофе, лифт, фонарь.

Но нам пора дальше. Вот площадь Звуков. На домах странные надписи.

А роза упала на лапу Азора.

Около Миши молоко.

Аргентина манит негра.

Рвал дед лавр.

- Как вы думаете, что это за предложения. Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем их справа налево. Интересно, правда? Это так называемые перевертыши, вы можете придумать их сами.

Посчитайте, сколько в каждом перевертыше слогов, букв, звуков. Гласных, согласных.

С площади Звуков мы поворачиваем налево. Здесь видим надпись: «Переулок Ударений». Ребята, что такое ударение? Для чего оно нужно?

Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовете слова:

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.


Я сборник карт, от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.


- А теперь в словах: алфавит, арбуз, диалог, закупорить, документ, инструмент, километр, средства, столяр, звонит, свекла.

Запоминанию правильного ударения способствует и отгадывание загадок.

На бахче у нас растет,

Как разрежешь – сок течет,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется…


Это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называюсь я…


Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я…


Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный…


Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все…


- Мы идем дальше по городу Алфавиту. Но, кажется, заблудились. Это- тупик Ошибок. Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскидывают свои цепкие ветки-руки и приглашают отведать «двоечных» плодов. Но мы знаем, что плоды эти ядовиты. Чтобы выбраться из тупика Ошибок, нужно выполнить задание. В каждую карточку со стихами вкралась ошибка. Как только вы ее исправите, путешествие продолжится. А кто не справится, тому достанутся плоды ядовитого дерева.

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!»

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Посмотрите-ка, ребятки,

Баки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук

С длинными усами».

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.


Мы собрали васильки,

У нас на головах щенки.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Сели в ложку – и айда!

По реке – туда-сюда!

На волке сметана, творог, молоко,

И рад бы поесть, да достать нелегко.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном –

Обязательно примите

Десять цапель перед сном».

На болоте нет дорог.

Я по кошкам – скок да скок.

(А. Шибаев)


- Выбравшись из тупика Ошибок, мы сразу попали на Падежный проспект. Он назван в честь Братьев-Падежей. Вы не забыли, как их зовут? А знаете ли вы, что кое-кто с ними не в ладах? Вот послушайте стихотворение:

Ленительный падеж

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться, а тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я.

Чтоб не учить урок

Приходиться выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал: Взятельный,

Грязнительный, Лежательный,

Грубительный, Ленительный

И, наконец, Простительный!

(Г. Траубин)


- Как и везде, на Падежном проспекте мы выполним задание. Просклоняйте названия частей речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, числительное, местоимение, союз, предлог, частица.

- Мы долго гуляли и вышли на набережную. Оказывается, город Алфавит расположен на реке Чистописания. Через реку построен мост. Его охраняют пара графов-Параграфов. Они сообщают, что на противоположном берегу живет принцесса Грамматика. Сейчас она гостит в Графстве Знаков Препинания. Но Параграфы предлагают нам интересную игру. Будьте внимательны и произносите слова хором.

Образуйте:

множественное число от существительных дуга, рука, мука; житель, любитель, учитель; грек, узбек, человек; день, пень, лень;

единственное число от существительных певцы, венцы, гонцы, щипцы; орехи, успехи, доспехи;

от существительных мужского рода – существительные женского рода: повар, портной, купец, храбрец;

от существительных женского рода – существительные мужского рода: жница, жрица, чтица, львица.

- Вот и кончилось наше путешествие. Вы, конечно, понимаете, что это была игра, но мы с вами вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задания. Впереди у нас еще не одно путешествие в страну Русского Языка.

Категория: Русский язык | Добавил: znamenka1980
Просмотров: 481 | Загрузок: 34 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: