Каталог файлов
Главная » Файлы » Начальные классы |
[ Скачать с сервера (1.59 Mb) ] | 16.12.2013, 10:15 |
по сказке Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»
Провела учитель начальных классов Ожерельева Г.П.
Тема урока: Е.Л Шварц «Сказка о потерянном времени» Цели: обобщить знания учащихся по сказке Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» Задачи:
Ход урока
Учебник - Учитель у меня в портфеле! - Кто? Быть не может! Неужели? - Взгляни, пожалуйста! Он тут, Его учебником зовут. (В. Берестов)
- Прочитайте стихотворение самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания. - Приготовьтесь читать вслух выразительно. - Прочитайте по ролям. 2. Беседа по содержанию стихотворения. - Как вы поняли смысл стихотворения? - Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник?
III. Постановка целей урока - Что было задано на дом? (Дочитать сказку, с которой начали знакомиться на предыдущем уроке) - Какие навыки, умения вы развивали дома, читая это произведение? (Осознанность, правильность, выразительность чтения) - Сегодня мы обобщим наши знания по этой сказке.
IV. Беседа о сказках - Чем отличается сказка от других литературных произведений? - Прочитайте определение из энциклопедического словаря (на доске): «Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, чаще прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел». - Что такое фольклор? (Народное творчество) - К эпическим произведениям относятся повествовательные произведения – большинство фольклорных произведений, романы, повести, рассказы, новеллы. - «Авантюрного характера» - значит, приключенческого характера. - Назовите сказки, которые читали? - На какие 2 группы их можно разделить? (Народные и авторские)
V. Задание по сказкам.
«Гадкий утенок» «Царевна – лягушка» русские народные «Красная шапочка» «Дикие лебеди» «Иван царевич и серый волк» «Сивка – бурка» «Спящая красавица» авторские «Гуси – лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
VI. Словарно – орфографическая работа Окладистая (борода) – широкая и густая Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто. - Подберите синонимы к словам: Хмурый (угрюмый, ненастный) Сберечь (сохранить, спасти, сэкономить) - Подберите антонимы к словам: Состариться (помолодеть) Трудиться (бездельничать, лениться)
VII. Работа над содержанием сказки и выборочное чтение - Как звали героя сказки? (Петя Зубов) - Каким вы его себе представляете? - Мог ли он встретиться в нашей школе? - Что с ним произошло? (Он внезапно постарел) - Как автор относится к герою? (Осуждает его, т.к. пишет «не тужил» о том, что опаздывает. Опоздание вошло в привычку. Случалось часто, но Петя не делал выводов) - Заметил ли Петя, что он постарел? Что с ним случились перемены?(Нет, все произошло неожиданно) - Как герой воспринимает волшебство? (Огорчается, расстраивается, пугается) - Какие слова говорят об этом? (Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет) - В какой момент жизни произошло волшебство? Почему оно произошло? (Петя ученик 3 класса. Он молодой, а старым волшебникам нужна именно молодость) - Сожалеет ли Петя о случившемся? Из каких слов видно, Что Петя жалеет о том, что плохо учился, опаздывал? («Я всего два года работал, да и то как работал на 2, да на 3…» - Превратив мальчика в старика, жизнь преподносит Пете Зубову испытание, преодолев которое, он может вернуть молодость) - Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века) - Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счеты, часы – ходики, газета «Пионерская правда» - приметы того времени) - Где случилась эта история? (В городе) - Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников) - Как Петя оказался у волшебников? (Шел куда глаза глядят) - Что это значит? (Шел в никуда) - Как Петя узнал, что все в его руках? (Услышал разговор злых волшебников) - Как Петя сидел в это время? (Как мышка) - Что это значит? (Не шевелясь, не привлекая к себе внимания) - Что говорил главный из волшебников своим товарищам? Как себя вести? (Держите ухо востро) - Что это значит? (Быть очень внимательным, на стороже, на чеку) - Достаточно ли одного Петиного желания, чтобы повернуть стрелки? (Нет, надо еще найти троих детей старичков. Важно было вместе захотеть вернуться в детство и научиться ценить время) - Прочитайте этот эпизод на стр. … - Как характеризует Петю решение искать стариков – школьников? - Что произошло вследствие этого решения? - Кого Петя нашел сначала? - Найдите и прочитайте отрывки: Как Петя ищет первую девочку; вторую девочку; мальчика - Молодой старичок как сквозь землю провалился. Что это значит? (Нигде нет, невозможно найти) - Он и в ус не дует. Как понять это выражение? (Не обращает внимания) - Одинаково ли было поведение ребят? - Какой момент в сказке самый захватывающий? Где волнение возрастает до предела? (Эпизод в избушке у волшебников, у часов) - В чем сила волшебных часов? (Придя вовремя и повернув стрелки часов назад, можно повернуть время назад, вспять и тем вернуть молодость) - Как чувствовали себя дети в этот момент? (Были счастливы, смеялись от радости) - Волшебство, принесшее сначала огорчение героям, в конце доставляет им счастье и радость. Герои выдержали испытание, смогли быстро найти друг друга, не опоздали к сроку, и все закончилось благополучно. - С бою взяли, чудом вернули потерянное время. Как понять эти выражения? (С большим усилием, в последний момент удалось успеть) - Изменилось ли отношение автора к герою? (Да, оно стало положительным, ведь Петя все-таки успел вовремя) - В каких словах заключается главная мысль сказки? К кому она относится? (К читателям) стр. 16 VIII. Физкультминутка IX. Работа на карточках
-целеустремленность - рассеянность - самостоятельность - нерешительность - внушаемость - решительность - настойчивость - упрямство - настырность - сдержанность - дисциплинированность - несдержанность - смелость - трусость - сила воли - безволие
2. – Прочитайте. Отметьте зеленым карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели. - быть настойчивым - быть решительным - не расстраиваться при неудаче, ошибке - не торопиться - не ждать быстрого результата - верить в успех - верить в то, что всему можно научиться - поддерживать друзей в трудную минуту - не унывать - не сдаваться - не пасовать перед неудачей или трудностями - не стесняться попросить помощи - не бросать начатое дело
3.- Выберите подходящие к уроку пословицы.
- Всякому дню подобает забота своя - Поспешишь, да людей насмешишь - На хотенье – есть терпенье - Не спеши языком, торопись делом - Скучен день до вечера, коли делать нечего - Без дела жить – только небо коптить - Труд человека кормит, а лень портит - После дела гулять хорошо - Работе время, досугу час.
X. Работа над пословицами
- У вас на партах разрозненные пословицы о времени. Соберите их и выберите, какая по вашему мнению больше всего подходит к главной мысли сказки.
- Делу время – потехе час - Время назад не поворотишь - Время как воробей: упустишь – не поймаешь - Время не деньги, потеряешь – не найдешь
XI. Итог урока
- Понравилась ли вам сказка? Чем? Чему она учит? - Как понимаете название сказки? - Какой еще совет дает писатель? (…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь) - Как называется раздел учебника? - Как понимаете смысл этой поговорки? - Какие еще поговорки про время вы еще помните? («Кончил дело – гуляй смело») - Что нового узнали сегодня на уроке? Какие качества вы развивали во время урока? - Будете ли теперь внимательнее относиться ко времени?
XII. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. Ответить на вопросы теста по содержанию сказки.
Тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном Времени»
1.Как звали гардеробщицу в школьной раздевалке? а) Арина Родионовна б) бабушка Катя в) тетя Наташа 2. Как звали главного героя сказки? а) Витя Малеев б) Петя Зубов в) Волька Костыльков 3. Кто жил в лесном домике? а) злые волшебники б) баба Яга в) мышка – норушка 4. Главного злого волшебника звали… а) Пантелей Захарович б) Сергей Владимирович в) Капитон Евстигнеевич 5. Для чего надо повернуть стрелку ходиков в старой избушке? а) чтобы завести часы б) чтобы бал дольше продолжался в) чтобы дети снова стали детьми 6. На сколько кругов надо повернуть стрелки часов? а) 12 б) 77 в) 7 7. Сколько ребят заколдовали злые волшебники? а) 8 б) 4 в) 2 8. На чем висел старичок – заколдованный мальчик? а) «на сосиске» б) «на колбасе» в) «на котлете» 9. Что делали волшебники в 12 часов ночи? а) считали деньги б) спали в) считали потерянное время 10. Что случилось со злыми волшебниками с последним поворотом стрелок? а) превратились в стариков б) исчезли в) превратились в младенцев | |
Просмотров: 8413 | Загрузок: 207 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||