Каталог файлов
Главная » Файлы » Начальные классы |
[ Скачать с сервера (2.43 Mb) ] | 16.12.2013, 11:02 | ||||||||||||||||||
Урок окружающего мира во втором классе.
«Путешествие по городу Здоровейску».
Учитель: Чистоклетова О. Н.
Тема: Если хочешь быть здоровым (путешествие по городу Здоровейску).
Цели урока: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы. Оборудование: 1. Карточки для проверки домашнего задания; 2. Силуэт человека, рисунки внутренних органов человека; 3. Карта-схема города Здоровейска; рисунки с изображением сказочных героев: Доктор Пилюлькин, Доктор Чистюлькин, Медуница, Доктор Физкультурник, Веселый Повар, Незнайка; 4. Плакаты «Режим дня», «Правила личной гигиены» 5. Полотенце, зубная паста и щетка, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка, тарелка; 6. Рисунки с изображением продуктов: мясо, морковь, рыба, молоко, орехи; слова-таблички для схемы «Наши помощники в сохранении здоровья». 7. Презентация. Ход урока. I. Организационный момент Долгожданный дан звонок - Начинается урок. II. Проверка домашнего задания Учитель начинает урок словами: «Вчера я побывала в гостях у профессора Почемучкина .Он передает вам огромный привет, желает успехов в дальнейшей работе и предлагает выполнить следующие задания...» Учитель раздает детям карточки с заданиями для проверки изученного материала. Дети отвечают на вопросы с помощью карточек с цифрами.
1. Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды: 1) легкие; 2) желудок; 3) сердце;
2. Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных внутренних органов — сердце и легких. За это его называют «командным пунктом» организма: 1) печень; 2) мозг; 3) кишечник.
3. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит: 1) легкие; 2) мозг; 3)сердце.
4. В этом органе выделятся кислый сок, который способен переварить большую часть пищи. Этот орган называют главным отделением «внутренней кухни»: 1) кишечник; 2) желудок; 3) печень.
5. Этот орган похож на длинный извилистый «коридор». Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь: 1) желудок; 2) печень; 3) кишечник. (Ответы: 1в, 26, За, 46, 5в.) Задание: - Найдите на рисунке части тела человека и покажите их на своем теле. Учитель открывает створку доски, на которой прикреплен силуэт человека. Один ученик выходит к доске, показывает части тела на силуэте человека, остальные в это время встают и показывают части тела на себе. Если ученик у доски допускает ошибки, дети его исправляют.
Игра «Найдите ошибку» На доске — силуэт тела человека с внутренними органами, которые прикреплены не на своих местах. Дети рассматривают, правильно ли расположены внутренние органы на силуэте человека, находят ошибки, объясняют, где на самом деле должны располагаться внутренние органы, показывают на своем теле. Учитель исправляет ошибки, прикрепляет рисунки с изображением органов на нужное место. - Вот и выполнили мы все задания профессора Почемучкина. IV. Путешествие по городу Здоровейску. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как сохранить свое здоровье на долгие годы, как защитить себя от болезней, и куда пойти лечиться, если вы все-таки заболели. - Итак, мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску! Учитель отодвигает штору на доске. Дети видят, что за ней скрывались рисунки с изображением домов сказочных героев. Над дверью первого домика написано «Доктор Пилюлькин»:
Доктор Пилюлькин Медуница Незнайка
Доктор Чистюлькин Веселый Повар Больница
- Давайте-ка навестим доктора Пилюлъкина.
Учитель стучит в дверь домика. Из домика «выходит» доктор Пилюлькин – ( Появляется рисунок героя). Учитель: Доктор Пилюлькин очень много знает о здоровье и о том как его нужно сохранять. Сохранить свое здоровье помогает режим дня. Режим - это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. Посмотрите на этот плакат (вывешивается плакат «Режим дня»). Я советую вам придерживаться такого распорядка (режима) дня. (Дети «по цепочке» читают записи на плакате:
Режим дня
Далее дети рассказывают о своем режиме дня.
Учитель: Тот режим дня, который мы прочитали на плакате примерный. Он может немного меняться. Например, вы можете прийти из школы не в 13, а в 12 часов, лечь спать не в 21, а в 22 часа, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы в сутки вы спали не мене 8—9 часов, кушали примерно в одно и то же время 4— 5 раз в день, но никак не реже трех раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух часов в день, чередовали учебу или работы с отдыхом, побольше двигались. Учитель: Спасибо, доктору Пилюлькину, за рассказ. Я думаю, что ребята постараются придерживаться этихрекомендаций. Доктор Пилюлькин советует вам посетить доктора Чистюлькина. На доске учитель открывает схему: Наши помощники в сохранении здоровья
режим дня
Учитель: Давайте воспользуемся советом и зайдем в гости к доктору Чистюлькину. Учитель стучит в дверь соседнего домика. Из домика «выходит» доктор Чистюлькин. Учитель: Доктор Чистюлькин, следит за тем, чтобы жители города соблюдали правила личной гигиены.
- Дети, что обозначают эти слова — «личная гигиена» ? (Ответы детей.)
Учитель: Личная — то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена — это те действия, выполняя которые, жители города поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют. Он следит за тем, чтобы каждый гражданин города мыл руки, перед едой, правильно ухаживал за зубами, не реже одного раза в неделю мылся горячей водой, ухаживал за ногтями и волосами, содержал в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живет. Но вот незадача. В его доме живет очень непонятливая белочка. (Учитель вывешивает на доске рисунок с изображением белочки.) Она не хочет соблюдать правила личной гигиены, постоянно путает предметы — какими она должна пользоваться сама, а какими мы можем пользоваться вместе. Помогите мне ребята, объяснить это белочке. Учитель выдает предметы:
Полотенце, зубная щетка, зубная паста, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка, тарелка.
Дети объясняют, какие предметы у каждого человека должны быть личными, а какими могут пользоваться все члены семьи. Например: «Шампунем и мылом могут пользоваться все члены семьи, а мочалка должна быть у каждого». Учитель: Доктор Чистюлькин благодарит ребят за выполненное задание и просит закончить правила личной гигиены.
— Чистить зубы надо два раза в день: ... (утром и вечером) — Перед едой нужно обязательно ... (мыть руки) — Во время еды нельзя ... (разговаривать с набитым ртом) — Никогда не ешь немытые ... (овощи и фрукты) — Свет при письме должен падать ... (слева) Дети коллективно заканчивают предложения, предлагают свои правила личной гигиены, объясняют щенку необходимость выполнения данных правил. Например: «Во время еды нельзя разговаривать с набитым ртом потому что, во-первых, можно подавиться, во-вторых, это просто невежливо по отношению к другим людям». Выполнив упражнение, дети прощаются с доктором Чистюлькиным, он благодарит их за помощь и советует зайти к Медунице, которая может рассказать много интересного.
Учитель: Давайте узнаем, как поживает Медуница. Учитель стучит в дверь соседнего домика. Из него «выходит» Медуница. Учитель: Мы побывали у доктора Чистюлькина, он познакомил нас с правилами личной гигиены. А Медуница продолжит это знакомство. О чём мы будем говорить, вы узнаете из загадки: Когда мы едим – Они работают, Когда не едим – Они отдыхают. Не будем их чистить — Они заболеют. (Зубы) Учитель: Какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему? (Ответы детей.) Здоровые зубы прекрасно измельчают пищу во рту. Больные зубы делают это гораздо хуже. Плохо пережеванная пища переваривается с трудом. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше отдыхает и начинает болеть. Поэтому пищу надо пережевывать не спеша, тщательно. Не забывайте мудрую народную поговорку: «Кто долго жует, тот долго живет». Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают лицо человека. Как же сохранить зубы здоровыми? Что вы об это знаете? (Ответы детей.) Итог: Чистить зубы надо 2 раза в день: утром и вечером. Верхние зубы надо чистить движениями сверху вниз, нижние — снизу вверх. - Почему? (Чтобы частички пищи не задерживались между зубами.) - Зубы нужно чистить с наружной и внутренней стороны, тщательно обрабатывать жевательную поверхность. Пользуйтесь только своей зубной щеткой. После еды всегда полощите рот кипяченой водой. Не грызите зубами орехи, сахар, твердые конфеты. После горячей пищи не пейте сразу холодную воду, и наоборот, после холодного мороженного не пейте чай, иначе на зубах могут появиться трещины, и они заболят. Не ковыряйте в зубах острыми предметами. Не менее двух раз в год проверяйте состояние зубов у врача. Учитель: Я думаю, что ребята хорошо запомнили все правила, и будете обязательно выполнять их. А Медуница советует посетить нам Доктора Физкультурника, который знает еще один секрет сохранения здоровья. Учитель: Этот доктор может вам рассказать, как сберечь здоровь. Как вы думаете, почему его прозвали Физкультурником? (Ответы детей.) Он очень любит физкультуру. Ведь еще один наш помощник в сохранении здоровья — это движение. По ходу урока учитель открывает на доске схему:
Наши помощники в сохранении здоровья
личная гигиена режим дня движение закаливание
Учитель: Он следит за тем, чтобы жители города каждый день выполняли зарядку, больше ходили пешком, играли в подвижные игры, не пропускали без причины уроки физкультуры, катались на коньках и лыжах. Все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым. А сейчас он предлагает выполнить физкультминутку: Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились. (Наклонились, выпрямились) Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь. (Выдох, вдох) Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И - направо! И еще Через левое плечо! Учитель: Как мы хорошо подвигались! Спасибо тебе Доктор Физкультурник! Он советует нам посетить Весёлого Повара. Учитель стучит в дверь домика Веселого Повара. Вес. Повар расскажет нам о том, как сохранить свое здоровье надолго.Вы думаете, почему я такой здоровый и веселый? (Ответы детей.) Я правильно питаюсь.
- Что значит «правильное питание» ? (Ответы детей.)
Итог: Правильное питание — это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Есть лучше всего одно и то же время. - Сколько раз в день желательно есть ? (Желательно 4—5 раз в день, но никак не меньше трех раз.) Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. И будете здоровы! Дети прощаются с Веселым Поваром, и он советуют навесить Незнайку, которого не видел уже несколько дней. Учитель: Ребята, Незнайка, что-то не веселый, он заболел. У него насморк, болит горло, краснеют и слезятся глаза. Учитель: Чем же Незнайка болен? (Дети высказывают свое мнение.) Чтобы определить, кто прав, поработаем с учебником. Далее работа ведется в группах (каждый ряд — одна группа). Каждая группа получает карточку с заданиями: Для первой группы Прочитайте в учебнике текст «О простуде» (стр. 14—15) и выполните задания: а) Перечислите признаки простуды; б) Какие правила нужно выполнять, чтобы не простудиться? в) Что делать, если все-таки заболел? Для второй группы Прочитайте текст «О гриппе» (стр. 15) и выполните задания: а) Что вызывает эту болезнь? Что такое эпидемия гриппа? б) Перечислите признаки гриппа; в) Какие правила нужно выполнять, если заболел гриппом? Для третьей группы Прочитайте текст «О болях в животе» (стр. 16) и выполните задания: а) Почему может заболеть живот? б) Составьте правила: как предупредить боли в животе. Дети выполняют задания. Затем от каждой группы выходят пс два ученика и защищают работу команды. Делается вывод, что Незнайка простудился, и ему нужно отправиться в больницу или поликлинику к доктору. Дети объясняют Незнайке, что такое «больница», «поликлиника». Учитель: В больнице очень много разных врачей. К какому доктору должен обратиться Незнайка? (Ученики высказывают свои предположения.) Учитель: Он должен обратиться к педиатру. (Дети хором проговаривают это слово.) Это врач, который лечит детей от простуды некоторых других внутренних болезней. Учитель «провожает» Незнайку в больницу. - А какие еще специальности врачей вы знаете? (Дети называют специальности врачей, хором проговаривают названия, объясняют, что эти врачи лечат.) На доске окончательно получается следующая схема:
Наши помощники в сохранении здоровья
правильное питание личная гигиена режим дня движение закаливание врачи педиатр терапевт окулист стоматолог Дети делают вывод:
Если ты заболел, нужно немедленно обратиться к врачу. Врач подскажет, что делать, чтобы выздороветь.
IV. Закрепление изученного материала
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Здоровейску. Чему вы научились на уроке? Что нового узнали? - Назовите помощников в сохранении здоровья. (Режим дня, личная гигиена, правильное питание, движение, врачи.) - Что такое режим дня? Что нужно учитывать при составлении собственного распорядка дня? - Что такое личная гигиена ? Какие предметы должны быть у человека личными, а какие могут быть общими? - Назовите правила личной гигиены. - Как ухаживать за зубами ? - Что такое правильное питание ? - Почему человеку нужно двигаться, заниматься физкультурой ? - Что делать, если вы все-таки заболели ? Домашнее задание Прочитать в учебнике текст на стр. 10—17, уметь рассказывать; ответить на вопросы, выполнить задания к тексту. | |||||||||||||||||||
Просмотров: 1697 | Загрузок: 62 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |